Комсомол в школе (по материалам школьного музея и воспоминаниям выпускников)
Составитель: А.В.Константинова
О комсомольской организации школы рассказала учитель русского языка и литературы Н.Ю.Коробейникова (Лебедева). Надежда Юльевна училась в нашей школе, работала пионервожатой с 1979 по 1981 г. «Принимали в комсомол в 14 лет (7 класс). Нужно было выучить Устав комсомола, знать, за какие заслуги получены 6 орденов, а также о съездах комсомола, съездах партии (главные вопросы). Могли задать вопросы о международном положении. Прием осуществлял Горком комсомола, который находился на ул. В.Голубевой (сейчас там ж/д прокуратура). Готовились вступить в комсомол основательно, т.к. это было почетно. В школе работал кружок по подготовке учащихся в комсомол. Большинством голосов избирался комсорг класса. Каждый комсомолец сдавал Ленинский зачет».
В школьном музее хранится отчет о работе комсомольской организации за 1965-66гг. В 1965-66 учебном году в школьной комсомольской организации было 11 комсогрупп. Работой в комсогруппе руководило классное бюро – тройка. Всей работой руководил комитет комсомола из 17 человек. Секретарь комитета – Львова Л. Заместители – Полякова Т. И Федотова В. За год провели 6 комсомольских собраний, 13 заседаний комитета. В комсомол приняли 58 новых членов. В пионерских отрядах вожатыми работали 23 комсомолки-старшеклассницы.
На заседаниях комитета комсомола обсуждали разные вопросы:
· вопросы успеваемости и дисциплины,
· готовили комсомольские собрания, вечера, КВН,
· обсуждали работу отрядных вожатых,
· слушали отчеты секторов,
· принимали в комсомол,
· слушали отчеты комсоргов о проделанной работе,
· подводили итоги соревнования между группами,
· организовывали учебу актива.
Комсомольские организации классов соревновались за звание лучшей. В вестибюле школы висел экран соревнования. Среди критериев: трудовые дела, учебные достижения, спорт, организация интересного досуга (культмассовая работа), шефство над пионерами. Лучшая комсогруппа на торжественной линейке награждалась вымпелом. Было свое комсомольское знамя (бархатное). С этим знаменем ходили на демонстрации (7 ноября и 1 мая), торжественные мероприятия.
Работал радиокомитет, состоявший из 5 комсомольцев, каждый из которых отвечал за свой отдел. События школьной жизни также отражались в газете «Прожектор». Лекторская группа готовила лекции на общественно-политические темы. Например, «Комсомол в гражданской войне», «Комсомол в Отечественной войне», «Ленинский план электрификации России», «Полеты в космос», «О дне женщин» и другие. За 1965-66 год проведено 60 лекций. Традиционными в школе стали вечера, посвященные годовщине Октябрьской революции, Ленинские вечера, первомайские вечера, вечера встречи выпускников. В школе регулярно проводились сборы металлолома и макулатуры. За 1965-66 гг. собрали соответственно 20 и 12 тонн.
В школьном музее хранится альбом с отчетом о летнем лагере в совхозе. «Хорошая традиция установилась в нашей школе… ребята 8-х классов едут в совхоз на сельскохозяйственную практику. Цель этой практики – воспитание трудовых навыков, самостоятельности, коллективизма, чувства ответственности за доверенное. Уже четвертый год в деревне Чаплино в колхозе «Путь к коммунизму» работает в летнее время наш комсомольско-молодежный лагерь. На расширенном правлении колхоза в присутствии директора школы Ф.М.Кузьменко был составлен договор о содружестве колхоза и школы. Под лагерь было отведено чистое, теплое, просторное помещение Чаплинской семилетней школы. Председателем Совета лагеря была Л.Бровцына. Секретарь комсомольской организации - Н.Сергеева. Каждый из ребят за период пребывания в лагере был дежурным по палате и по кухне. Дежурный по палате обеспечивал чистоту и порядок в комнате, труднее приходилось дежурному по кухне. Нужно было запасти дров, наносить воды, приготовить завтрак и ужин, вымыть посуду, вымыть обработку кукурузы на самой большой площади, о них с уважением отзывались колхозники. Большей частью школьники бригады №2 работали на капустных полях… они заинтересовались этой культурой, даже просили прочесть лекцию об агротехнике капусты агронома В.И.Макарову. Участники лагеря подготовили раздаточный материал к урокам биологии – «Внешнее строение листа», «Виды соцветий», «Строение цветкового растения» и др. Школьники совершили экскурсии на птицеферму, свиноферму, ферму крупного рогатого скота, узнали устройство скотных дворов, породы животных, их продуктивность, имена передовиков производства». В статье «На научной основе» преподаватель школы Н.Симонова отмечает, что «отдых был культурным, ходили регулярно в кино, проводили репетиции, играли в волейбол, проводили шахматный турнир, выпустили несколько сатирических бюллетеней», подготовили большой концерт. В 1960 году комсомольско-молодежный лагерь «Чаплино» Волховской средней школы №61 был награжден Похвальным листом Волховского горкома комсомола как лучший среди лагерей 1960 года.
Комсомольская организация школы проводила множество интересных досуговых мероприятий. В 1965-66гг. в школе проходил вечер дружбы, и у нас побывали солдаты из воинской части с номерами художественной самодеятельности. Английский вечер готовили 8-классники. Они разучили маленькие пьесы из произведений М.Твена, нарисовали декорации. Участники вечера старались говорить по-английски. В том же году, готовясь к вечеру мод, девочки-швеи 9-11 классов своими руками шили платья, костюмы, составляли ансамбли для демонстрации. С докладом выступила Г.Цукровская, а в показе мод участвовал С.Ратасеп.
Тематические вечера остались в памяти большинства выпускников. По воспоминаниям Н.Ю.Коробейниковой, «проводились вечера по завершении той или иной предметной недели. Например, химический вечер начинался докладами учащихся, затем показывались опыты и завершался вечер танцами! Кто-то ставил спектакли (литература, английский язык).
В школе всегда работал драмкружок. Руководили в разное время Гуляев Александр Михайлович (его "Золушку" до сих пор вспоминают старейшины нашей школы), Яковлев Петр Михайлович («В добрый путь", "Русские женщины"), Баранова Галина Васильевна ( "Сказ про Федота - стрельца...»). Проводились КВНы между классами в актовом зале.
А особенно запомнился новогодний бал-маскарад, который готовил наш 10-й класс. Мы оформили актовый зал как царство Снежной королевы. До позднего вечера гуашью по сшитым простыням разрисовывали задник на сцену, рисовали плакаты для украшения зала. В пионерской комнате можно было сделать себе элемент костюма или маску, т.к. на бал пускали в костюмах. Я была Татьяной Лариной, а моя подруга Аня Всемирнова гусаром. Мы жили в школе, она по-настоящему была нашим вторым домом».
Источник: http://www.akme5.shkola.hc.ru/
|